последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

20 сентября 2002 г.
№ 70

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

РЕФОРМА ЯЗЫКА,

    или Генеральная уборка в правописании

   Что происходит с нашим великим и могучим языком – этот вопрос давно волнует не только специалистов, но и всякого культурного человека. Мало того, что речь безобразно засорена американизмами, жаргонизмами, ударения произвольно перемещаются куда вздумается говорящему, приличные, казалось бы, люди с экранов телевизоров демонстрируют свою вопиющую безграмотность. А тут, в довершение ко всему, еще и реформа готовится. Да практически уже внедряется явочным порядком. Ограниченным тиражом издан «Свод правил русского правописания», разработанный сотрудниками Института русского языка им. В. В. Виноградова во главе с профессором В. Лопатиным, а также орфографический словарь.

   Сециалисты, которым удалось познакомиться с этими изданиями, оценивают их по-разному. Так, например, декан филфака МГУ профессор М. Ремнева в интервью газете «Труд» сказала: «...новый орфографический словарь способствует ликвидации основ грамотности, с которой у нас и так далеко не благополучно» (№ 73 от 25 апреля).

   Еть о чем беспокоиться. Нас, газетчиков, вопрос о реформировании языка, естественно, не может оставить равнодушными. Ведь это рабочий инструмент корреспондента. По нашей просьбе своим мнением с читателями «Глагола» поделилась кандидат филологических наук из Казани Ирина Юркина, которая читает «Глагол» в Интернете и поддерживает с нами связь.

   

   Ощественность вяло волнуется: опять реформа! Нас уже трудно встревожить сильно, к тому же реформа не экономическая. Однако язык – это то, что на нашей с вами памяти не реформировалось, не менялось декретами и указами. Другими словами, островок стабильности в бушующем мире (наряду с бразильскими и аргентинскими сериалами).

   А если всерьез, то предстоящая реформа коснется всех знающих русский алфавит. Даст ли это новый толчок развитию культуры или совсем наоборот?

   Дя начала надо разобраться, что означают пугающе громкие слова «реформа русского языка». На самом деле имеется в виду реформа русской орфографии, или, проще сказать, правописания. Провести реформу всего языка не сумеет ни одна академия. Школьные мытарства с орфографией у всех обычно долго хранятся в памяти. Основа изучения любого языка – нудное заучивание, но чтобы родного… По количеству правил и исключений русский язык – один из мировых лидеров. Многие правила неполные, то есть описывают не все случаи. Многие правила основаны на давно ушедших из языка связях.

   Павописание – это лишь отражение речи на письме. Язык развивается намного быстрее, без оглядки на то, нравится нам это или нет, обретая и теряя слова и значения, утрачивая связи, которые ранее были важными. А правописание – свод правил – остается. Так же и с обществом: его бурное развитие, особенно в определенные периоды, часто тормозят устаревшие законы и государственные институты. И можно не стараться, не приводить все в соответствие — живем же. Но хочется жить лучше. Комфортнее хотя бы, если такая возможность есть. Так и с нашим правописанием. Может, без реформ?

   Сществует такое понятие — «эгоизм грамотных». Грамотные люди настолько привыкли к определенному правописанию, что любые перемены кажутся им и ненужными, и ужасными.

   А попытайтесь-ка быстро вспомнить что-нибудь из школьной орфографии. Что вспомнили? Правильно, исключения. Ну, максимум «жи-ши». На практике пишущие обычно полагаются на языковое чутье. Однако в трудных случаях память должна предоставлять нужную информацию, а не избыточную – вместо нее. Для этого желательно уменьшить количество исключений из правил, сделать правила более последовательными и понятными.

   Рбота, проведенная Академией наук в 60-е годы, была продолжена, накоплено и обработано большое количество «свежего» материала. Ученые прошлый печальный опыт учли, и, судя по высказываниям сотрудников Академии наук, предлагаемые изменения будут менее радикальными, чем в 62—64 годах. Предполагается упорядочить, привести в соответствие со временем лишь некоторые правила и нормы.

   Дже доскональное знание правил орфо-графии не может, например, освободить вас от сомнений, когда нужно отличить причастия от похожих на них прилагательных. А от этого зависит написание одной или двух Н в слове. Чтобы различить случаи «стриженный парикмахером» и «стриженые ежиком волосы», нужно иметь не только языковое чутье, но и немного поэтического воображения. Нельзя требовать этого от всех и каждого, это не по-христиански.

   Вт на преодоление таких разногласий, на уточнение и направлена работа новой комиссии. В подобных случаях ученые предлагают использовать вариативность, считать правильным то и другое написание. Свобода выбора вариантов может стать новым словом в орфографической практике, явлении достаточно жестком по своему характеру.

   Коме того, предлагают убрать кое-что из исключений, например, писать «брошура» и «парашут», так как эти слова уже утратили когда-то явный иностранный налет (в отличие от «жюри», которое некоторые до сих пор произносят мягко). Есть еще досаждающие даже специалистам слитное-раздельное написание наречий, дефис в сложных прилагательных и другие.

   Павда, есть и более «революционно» настроенные ученые. Их предложения занесены в альтернативный проект. Кстати сказать, смелые предложения тоже взяты не с потолка, а разработаны на основе изучения тенденций развития языка.

   Кнечно, язык – это живой организм, и нельзя насильственно в нем что-то изменять. Но в любом живом организме есть отмершие участки, которые можно и нужно удалить или хотя бы придать им благообразный вид. Лучше отнестись к предстоящей реформе орфо-графии философски, как к стрижке волос и ногтей или удалению мозолей.

   Тгда, возможно, получится принять все рациональные предложения комиссии Академии наук и помочь их реализовать.

   А прибираться время от времени нужно везде. Даже в собственном языке. Особенно если это происходит раз в столетие. И если уж назрела необходимость в генеральной уборке, нужно довериться профессионалам. И постараться не путаться под ногами.

   


И. ЮРКИНА.

   



назад

Яндекс.Метрика