последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Вторник, 27 августа 2002 г. № 63, Тусовка Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
О НОВОМ И ХОРОШО ЗАБЫТОМ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ 27 августа педагоги нашего города собрались на очередную ежегодную конференцию. Как всегда, с докладом перед коллегами выступил начальник управления образования Фаргат Хабибуллин. В этот раз тема его выступления звучала так: «Развитие физического воспитания в рамках модернизации образования в 2002--2003 учебном году». Мы попросили Фаргата Хадиятовича коротко рассказать о сути перемен, происходящих и планирующихся в системе образования. — Первые шаги в направлении модернизации образования уже сделаны. Я имею в виду разработку нового содержания и стандартов общего образования, введение единого государственного экзамена. Семь школ города (№ 1, 4, 9, 17, 30, 35, 42) участвуют в эксперименте по обработке структуры и содержания общего образования. На наш взгляд, достигнуты неплохие результаты. Педагоги взяли на свои плечи груз по проведению эксперимента практически бесплатно. И конечно, он был бы невозможен без поддержки родителей. — Фаргат Хадиятович, летом мы уже писали о том, что наши выпускники показали очень неплохой результат, сдавая экзамены в форме ЕГЭ. Но, наверное, не грех напомнить об этом еще раз. — В эксперименте по проведению единого государственного экзамена участвовали 16 регионов России. Средний балл по русскому языку по стране составил 51,3, по области – 51,2, а в нашем городе – 53,9. Результаты выше средних городских показали школы № 4, 6, 7, 9, 11, 17, 18, 19, 26. Областной средний балл по математике – 51,5, у нас – 51,9. В школах № 4, 6, 7, 9, 10, 18, 19, 26 он выше. А в школе № 6 выпускники не получили ни одной «тройки», не говоря уже о «двойках». В предстоящем учебном году количество предметов, которые можно будет сдавать по желанию в форме ЕГЭ, будет увеличено. Уже нынче многие выпускники поступили в вузы по результатам единого экзамена. — Результаты тем более впечатляют, что финансирование образования хронически оставляет желать лучшего... — Как раз следующим этапом в процессе модернизации образования будет введение нормативно-подушевого финансирования. Необходимо создавать конкуренцию образовательных учреждений за финансируемые учебные места. Норматив финансирования должен будет обеспечить получение каждым учеником образования в рамках государственного стандарта. Школы также смогут оказывать дополнительные образовательные услуги – за плату. В настоящее время ведется работа по освобождению муниципального бюджета от финансирования заработной платы работников образования и передаче этой статьи расходов на федеральный или региональный уровень. Так что, думается, удвоение бюджетных ассигнований на образование в ближайшие десять лет, учитывая экономический рост и оздоровление, вполне реально. — Но будет ли этого достаточно через десять лет?.. Впрочем, об этом мы успеем побеседовать в свое время. А теперь поговорим о физкультуре, поскольку именно этому предмету, видимо, будет уделено особое внимание в предстоящем учебном году. — Проблема полноценного физического воспитания детей назрела давно. Хорошо, что сейчас на здоровье нации обратили пристальное внимание на самом высоком уровне. За последние годы сложившаяся система физического воспитания была нарушена. Уроки физкультуры в расписании, как положено, стоят, но можем ли мы сказать, что они способствуют укреплению здоровья детей, формированию морально-волевых качеств? Увы, нет. Пичин несколько. Во-первых, концепция подготовки учителей физкультуры нацеливает их на развитие и совершенствование двигательных качеств, а не на развитие мотивации детей к занятиям физкультурой, их умения следить за своим организмом. — А как, наверное, трудно работать, когда нет средств на обновление оборудования? — Да, это еще одна причина. Инвентарь изношен, зачастую и вовсе отсутствует. Капельные разовые финансовые вливания не могут коренным образом изменить ситуацию. Практически не выполняются целые разделы программы, например, лыжная подготовка. У воспитанников спортивных школ и секций ограничена возможность ездить на соревнования, что не способствует их спортивному росту. — С чего же надо начать, чтобы изменить ситуацию к лучшему? — С отношения к учителю физкультуры, к самому предмету. Не знаю учителя другого предмета, который бы проводил свое рабочее время в столь суровых условиях – по шесть—восемь часов на лыжне, беговой дорожке. Он часто занят в выходные, каникулы, организуя активный отдых детей. А зарабатывает в среднем 2657 рублей при нагрузке в 1,5—2 ставки. Кадровая проблема стоит весьма остро. Надо бы и в дошкольных учреждениях ввести единицы инструктора физкультуры. — Как-то даже неудобно спрашивать об увеличении количества занятий физкультурой. — Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит задача увеличить число часов на занятия физкультурой до шести—восьми еженедельно, а в школах ввести третий урок на всех ступенях, в училищах – обеспечить четыре часа на физкультуру. И как можно больше заниматься на воздухе. — А кроме уроков? — Надо возрождать физкультурные клубы, соревнования между школами, налаживать связь с федерациями по видам спорта, восстанавливать с помощью предприятий и спонсоров дворовые площадки, поддерживая инициативу главы города. В общем-то ничего нового в этом нет, все хорошо забытое старое. Пора вспоминать.
Беседовала О. ОВСЯННИКОВА.
|
назад |