последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

29 мая 2002 г.
№ 38, Тусовка

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

В СОЧИ МРАЧНЫ И ДНИ, И НОЧИ

   СЧи – самовольное оставление части – серьезное воинское преступление. Всплеск их пришелся на 90-е годы. По официальным данным, за 1998–2001 годы, по России более двух тысяч солдат-срочников, самовольно оставивших свои воинские части, сами явились в военкоматы и продолжили службу. Что интересно: сбегают не первогодки, а солдаты, отслужившие год и полтора. Многие потом затрудняются объяснить причину своего побега. Последнее время самовольно оставлять части стали намного меньше, в военкомате связывают это с реформированием Российских Вооруженных сил, в ходе которых порядка в армии становится больше.

   Сучай свел меня с человеком, который, проходя срочную службу, самовольно оставил часть и после недолгих скитаний сам явился в военкомат. Он согласился ответить на некоторые мои вопросы. Но поставил условие, что имя его останется неизвестным. Будем называть его Виктором.

   — Виктор, как получилось, что ты, грубо говоря, сбежал?

   — Мне бы не хотелось об этом рассказывать. Сложно объяснить так, чтобы все это поняли так, как на самом деле было. Сложно назвать какую-то одну причину. Их много... Просто мне не повезло с частью, личным составом. Я знаю, так не везде. А служить я шел с желанием.

   — Ну, сбежал, а дальше-то что, скрывался?

   — Нет. Даже пожалел, что сбежал, но что сделано, то сделано. Потом понял, что не смогу так жить. Родители извелись. Каждый день ждать, что за тобой приедут... Пошел в военкомат.

   — Страшно было?

   — Конечно. Ну, может быть, не страшно, но волновался сильно, и еще было стыдно.

   — Как с тобой обошлись?

   — Нормально. Я даже не ожидал. Написал объяснительную, со мной побеседовали и направили в прокуратуру, а оттуда на сборный пункт, в другую часть. Запомнилось, как один работник прокуратуры, прочитав мою объяснительную, сказал: «Ты принял присягу, а в уставе сказано: «Солдат обязан стойко переносить все тяготы и лишения военной службы». И все, я как будто язык проглотил, мне больше нечего было сказать в свое оправдание.

   — А как в части?

   — Когда поехал, всего трясло, переживал сильно, а потом оказалось, что ничего ужасного там нет. Показалось, что там даже лучше, чем в той части, из которой я сбежал. Командир хороший и ребята нормальные. Так до конца там и дослуживал. Мне даже предлагали по контракту остаться.

   — И все-таки, почему сбегают?

   — Да у всех разные причины. За всех не скажу. Кто-то по дурости, а у кого-то действительно очень серьезные причины. Но я не понимаю тех, кто, сбегая, ворует оружие, убивает. Одно знаю точно – там, где нормальные офицеры, хорошие командиры, там не сбегают, потому, что там порядок.

   — Что-нибудь хочешь сказать тем, кто сейчас в СОЧи или служит?

   — Служишь – служи, не делай глупостей, а если сбежал, то иди в военкомат сам, и все еще может наладиться.

   


А. Бовыкин.

   



назад

Яндекс.Метрика