последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Пятница, 26 апреля 2002 г. № 31 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
НЕ ПРОСТО МЕСТО РАБОТЫ
Плуторки, оснащенные моторами марки «МиассЗИС», доставляли спасительные грузы блокадному Ленинграду, надежно служили и на передовой. Впервый год было собрано 9303 мотора и 15375 коробок скоростей. После войны завод не только наращивал объемы производства по выпуску автомобилей. Конструкторы разрабатывали свой мотор, чтобы автомобиле-строительный завод не зависел от поставок «сердца» машины. Удалось заинтересовать и привлечь к партнерству специалистов по дизелям из Германии. Только жизнь распорядилась иначе: производство двигателей для «Уралов» разместили в Кустанае, который теперь относится к ближнему зарубежью. А завод порой испытывает трудности с получением необходимого количества моторов. Цх «мотор» за 60 лет не изменил своего названия, и сегодня цеховые умельцы производят доводку двигателей, поступающих с Ярославского моторного завода. В эти дни здесь царит праздничное, юбилейное настроение. Приглашены на праздник и ветераны. Об одном из них мы вам сегодня рассказываем.
Вквартире у Чудиновых тишину нарушает только тиканье будильника. Хозяин несколько растерян от того, что придется вести беседу с незнакомыми людьми, но гостеприимство и радушие берут верх: вскоре на столе появляются нарядные чашки. И под аромат свежесваренного кофе полился неспешный разговор о жизни. А у Леонида Николаевича вся она была связана с цехом «Мотор». На автозавод он пришел 15-летним выпускником ремесленного училища № 10 в военном 1943-м году. Вскоре смышленого паренька направили в автомеханический техникум. С новеньким дипломом техник-механик попал по распределению в цех «Высадка» (нынешний «Нормаль»). Эта, можно сказать, единственная случайность в его жизни сыграла главную роль. Именно здесь встретил он свою дорогую половину Тамару, с которой и отпраздновали уже золотую свадьбу. Сына с дочерью вырастили, внучек. А сегодня бабушка-хлопотунья несет свою вахту у кроватки правнучки Светланки. С Тамарой Вячеславовной расставался надолго только однажды, когда уходил служить в армию. До сих пор помнит тревожную весну 53-го, когда умер Сталин: весь Тихоокеанский флот в те дни находился в состоянии готовности № 1. О Дальнем Востоке вспоминает с легкой грустью: побывать там еще раз не довелось. Вцехе «Мотор», куда вернулся после службы в армии, проработал до самой пенсии. Прошел все ступеньки служебной лестницы от технолога участка блока цилиндров до начальника цеха. Но сорок с лишним лет работ не слились в вереницу безликих и монотонных буден. С вершины прожитого память делит жизнь по десятилетиям, связывая их с этапами развития завода. Так, шестидесятые годы запомнились выпуском миллионного двигателя к «Уралу-353». А параллельно уже велось серийное производство новых моделей с бензиновыми двигателями «375», которые поступали с ЗИЛа. Приод семидесятых памятен напряженной работой – шла полная реконструкция цеха, построенного в военные годы. Оборудование, отслужившее свой век, частью передавали на автомобильный завод Кутаиси, частью размещали в бывшем инструментальном цехе, где обустраивался новый цех «Гидравлика», подчиненный «Мотору». — Это было время азартной работы, — рассказывает Леонид Николаевич. – Сутками люди не выходили из цехов. Особенно, когда на 20-ти машинах из Барановичей с автоагрегатного завода поступило оборудование для цеха «Гидравлика». Монтировали в две смены, без выходных. Работа была в радость. Тяжело, но тем и интересно. Да и мы, наверное, тогда были другими. Псчастливилось Леониду Чудинову повстречаться и работать с замечательными людьми, оставившими светлый след в его памяти. С теплотой и благодарностью называет он имена Виктора Трубеева, Николая Потапова, Михаила Берегового, Сергея Кочкина, Николая Богачева, Василия Рассомахина, Василия Карнаухова, Анатолия Чернакова. Вписаны они и в историю завода и города. Д сих пор, хотя бы раз в месяц, приходит Леонид Николаевич в свой цех, да и руководство автозавода не забывает о своих ветеранах: обязательно с праздниками поздравляют. Приятен сам факт внимания. Лонид Николаевич – человек активной жизненной позиции. Нередкий гость высоких властных кабинетов. Но не простым просителем идет туда, а с доказательствами необходимости того, что предлагает. Можно сказать, это с его легкой руки в середине 90-х бывший тогда главой горадминистрации Игорь Войнов принял решение о 50-процентной льготе для пенсионеров на оплату посещения бани. Сейчас, как может, борется за сохранение футбольного клуба «Торпедо». Азартный болельщик, сам бывший спортсмен, он был знаком со многими футболистами и тренерами, постепенно выводившими заводскую команду на престижные спортивные арены. Пока получает уклончивые ответы, что город не имеет возможности содержать команду мастеров, а у завода сменились приоритеты – средства направляются на поддержку детско-юношеского спорта. Влнует ветерана и судьба завода в целом. Понимает, что времена другие настали, историю вспять не повернуть, но от этого на душе легче не становится. Ведь для Леонида Чудинова и его поколения автомобилестроителей завод всегда был больше, чем просто место работы.
Г. МИТИНА.
|
назад |