последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Пятница, 19 апреля 2002 г. № 29, Тусовка Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
ЗЕРНО. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЧЕЛЯБИНСКИХ ХОЗЯЙСТВ Ге крестьянину взять денег? Этот вопрос сегодня особенно актуален – на носу посевная. И не только для крестьян нашей области. В Казахстане подготовка к посевной тоже идет не просто. Осенью многие хлеборобы не смогли продать свой урожай и весной остались, как говорится, «на бобах». Почему не продали? Не было покупателя. У наших соседей нет крупных предприятий пищевой переработки. Например, на севере Казахстана около восьми тысяч (!) хозяйств и ни одного крупного перерабатывающего предприятия! Крестьяне вынуждены вывозить зерно. Желающих купить хорошее казахстанское зерно хоть отбавляй, однако, прежде чем продать свой хлеб, крестьянин должен отвезти его на ближайший элеватор, до которого порой сотни километров. И только на элеваторе сформируют партию и закажут вагоны. А теперь подсчитаем, во что обойдется эта поездка. Транспортные расходы на тонну зерна составят 100 рублей до элеватора, услуги элеватора – 150 рублей, перевозка по железной дороге – 500 рублей до Челябинска. Кроме того, каждая тонна зерна из Казахстана облагается налогом на добавленную стоимость (10 % !). Что в итоге? Правильно, вывозить зерно слишком накладно. Эот замкнутый круг складывается, к сожалению, практически во всех областях, где нет перерабатывающих предприятий. Например, оренбургские крестьяне несут дополнительные затраты на тонну зерна более 600 рублей (сюда входят расходы на автотранспорт – 100 рублей до элеватора, услуги элеватора – 100–150 рублей, железнодорожный тариф – 400 рублей), алтайские – 800 рублей (здесь самый высокий железнодорожный тариф – 600 рублей). А в каком положении находятся челябинские крестьяне? Давайте разберемся. Челябинскую область не зря называют центром пищевой переработки – здесь сложилась уникальная ситуация. На зерновом рынке работают такие предприятия, как «Союзпищепром», «Злак», «Макфа», «Ситно» и другие предприятия. Ншим крестьянам выживать намного легче. Практически в каждом районе Челябинской области есть элеваторы. В любое время года селяне могут сдать переработчикам свое зерно и получить за него живые деньги. Не хочешь продавать свой хлеб сейчас? Оставляй на хранение. Элеваторы за свои услуги денег не требуют. Подукцию по железной дороге нашим селянам перевозить не надо, а на бензин уходит не так уж и много средств. Получается, что максимальные дополнительные затраты, которые несет челябинский крестьянин на тонну зерна, составляют не более 100 рублей. Но самое главное, что обязательно нужно подчеркнуть, переработчики расплачиваются с селянами ЖИВЫМИ деньгами! Сельскому жителю не стоит рассказывать о том, насколько это важный и принципиальный момент. Коме того, ежегодно перерабатывающие предприятия наращивают свои мощности. Так, агрохолдинг «Макфа» закупает для своих предприятий до 1100 тонн зерна в день, а это 19 вагонов или 130 КАМАЗов зерна, каждый по 8 тонн. Кстати, объемы выпускаемой нашими переработчиками продукции закрывают потребности не только нашей страны, но и стран СНГ. Именно поэтому нет необходимости (и в ближайшие годы не будет) строить в других областях новые центры переработки. Иак, выводы напрашиваются сами собой. Во-первых, наши крестьяне находятся в более выгодном положении, чем крестьяне других областей. Это мы уже доказали. Во-вторых, очевидно, что все рассказы о злых перекупщиках зерна за бесценок – не более, чем поиски «крайних» для незнающих. Каждый человек может позвонить в отдел закупок любого челябинского перерабатывающего предприятия («Союзпищепрома», «Злака», «Макфы» и др.) и проверить, по какой цене покупается зерно. Махинации с ценами могут идти только на уровне руководителей хозяйств и их приближенных. И если вы располагаете такой информацией, то стоит обратиться за разъяснениями к своему руководителю. Например, стоимость продовольственной пшеницы третьего класса (как на самом предприятии, так и на его элеваторах) весной нынешнего года составляет 3 000 рублей за тонну (клейковина 26%) – цена немного плавает в зависимости от конъюнктуры внутри страны плюс-минус 100–200 рублей. Например, Челябинская область 3000 за тонну зерна – 100 – транспортные расходы крестьян Отаток = 2900 рублей на руках у крестьян Кустанай 3000 – 10% НДС– 500 ж/д . тариф – 100 услуги элеватора – 100 транспорт до элеватора Отаток = 2 000 рублей на руках у крестьян Алтай 3000 – 600 ж/д. тариф – 100 услуги элеватора — 100 транспорт до элеватора Отаток = 2200 рублей на руках у крестьян. И примера видно явное преимущество челябинских крестьян. Цны, следует заметить, вполне приличные. Иначе, зачем бы крестьянам из Алтайского края, Омска, Оренбурга, Казахстана везти зерно именно к нам? В Москву, в основном, везут крестьяне из Ставрополья, Краснодара, Ростова и ближайших регионов. Нашим крестьянам в Москву везти невыгодно – далеко; и везти дороже, и зерно там стоит те же 3 000 рублей. Есть трудности и у челябинцев. Так как в области прекратили существование многие животноводческие комплексы, то спроса на кормовые культуры и фуражную пшеницу нет. Ее почти всю приходится вывозить в другие регионы. Тем не менее, в ценовом плане для развития сельского хозяйства у нас сложилась благоприятная ситуация. Другой вопрос: смогут ли крестьяне самостоятельно, без помощи инвесторов, выбраться из кризиса. К сожалению, в нашу область последние по многим причинам идут неохотно или вообще не идут, чего не скажешь об Алтае, Кургане, Оренбурге и многих других регионах, где цена продажи зерна менее выгодна. Тк или иначе, решающий ход – за политиками.
Семен СИНИЦЫН.
|
назад |