последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Пятница, 5 апреля 2002 г. № 25 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
ХРАНИТ СВОИ ТАЙНЫ НАКЛОННАЯ БАШНЯ ДЕМИДОВА 105-летие со дня рождения Евгения Федорова, автора романа «Каменный пояс», о котором «Глагол» напомнил под рубрикой «Календарь—2002», заставило взяться за перо еще одного нашего читателя. В номере за 6 марта мы публиковали стихотворение Павла Жернакова, написанное под впечатлением от романа, а сегодня предлагаем вашему вниманию рассказ Юрия НОВОЖИЛОВА о Демидовских местах.
В1994 году довелось мне съездить в командировку в город Невьянск Свердловской области. В 12 километрах от него, в Кировограде, прошли мои детство и юность. С ватагой сверстников ходил я тогда в Невьянск посмотреть на Наклонную башню, легенды о которой до войны печатали в газете «Кировоградский рабочий». Сгласно легенде, нашли люди Акинфия Демидова на Алтае медную руду. Демидов построил Колыванский медеплавильный завод. Колыванская медь – особая, много в ней серебра, и от этого имела она голубоватый цвет. Выплавленную медь везли в г. Невьянск и хранили в амбарах. Народ говорил, что Демидовы хотят строить медный город, чтобы свое величие увековечить. Серебро – металл благородный, по новым царским указам частным лицам запрещается его добывать. За нарушение запрета – каторга... Вт и задумал Акинфий Демидов построить в Невьянске башню с тайными подвалами, поставить в них малые домницы для переплавки меди, отделения серебра и наладить чеканку серебряных рублей. О писал своему приказчику: «Намерен я построить в нашей вотчине Невьянске башню по образцу, кой в иноземщине, в граде Пизе, есть. Внизу той башни мыслю сделать каменные амбары под Сибирскую медь, а вверху содержать караул для сбережения от пожаров и для повестки людишек на работу. Наказываю тебе сыскать в Санкт-Петербурхе иноземцев-каменщиков, которые дошлы в башенной стройке». Сройка велась за высоким забором – оберегали от любопытного глаза. Наклонную башню строил крепостной зодчий. Стены башни клали из тяжелых тесаных кирпичей, а кладку вязали полосовым железом. Косяки в дверях и бойницах ставили литые чугунные. Все ярусы башни между собой связали винтовыми лестницами. Подвалы башни были соединены шлюзом с прудом и, по преданию, были затоплены Демидовым, когда возникла угроза раскрытия их тайны. Ивот я в Невьянске на машиностроительном заводе. Стою невдалеке от легендарной башни, задрав голову. Достаточно перевести глаза на горизонт, к стенам рядом стоящих строений, и наклон башни становится таким очевидным, что кажется, она вот-вот рухнет. Зхожу в заводской музей. Любезно ставшая моим экскурсоводом заведующая рассказала, что на заводе предпринимались неоднократные попытки откачать воду из тайных подвалов башни, но уровень воды в них практически не уменьшался. Ме внимание привлек дворянский герб Демидовых в форме флага. Оказалось, что это ветряница, снятая с флагштока башни для реставрации. Держу в руках шар, также снятый с шатра башни. Диаметр шара примерно 350 мм. Поверхность его хорошо обработана, но позолоты нет. Судя по весу – шар тонкостенный. На поверхности нет следов швов. Совершенно непонятно, как старинные мастера-золотые руки изготовили его? Можно сказать, два с половиной века смотрели на меня с поверхности этого шара, самой верхней оконечности башни. Грдостью музея является диарама, запечатлевшая посещение Акинфием Демидовым своих тайных подвалов башни: полумрак, в дверях стоит Демидов в красно-синем мундире, справа от него — прикованный к станку старый чеканщик, слева – еще одна фигура, также в кандалах. Взгляды мастеров устремлены на хозяина, у обоих напряженные суровые лица. Напряженность и трагичность обстановки дополняется различными предметами, разбросанными на полу подвала... Хтя башня находилась на ремонте, мне повезло побывать в ней. Моим гидом стала школьница, сотрудничавшая с музеем. Поднимаемся по винтовой лестнице. Девушка рассказывает: «Вот здесь была лаборатория, а это зал с особой акустикой». Мы стояли в зале с куполообразным потолком. Из четырех его углов к центру купола шли выступы-рукава, образуя в центре крест. Меня поставили в одном углу, а моя сопровождающая встала в диаметрально противоположном. Она стала тихо, полушепотом произносить слова, и я, стоя у стены, ясно их слышал. Но стоило мне отойти на 1—2 шага – я ничего уже не слышал. Это было удивительно. Слова как будто бы ползли по своду купола... П преданию, Акинфий Демидов, принимая в этом зале государственных доверенных лиц, проверяющих его промышленные и торговые дела, таким образом подслушивал – о чем шепчутся проверяющие. Пднимаемся на предпоследний ярус. Я вышел на балкончик. Осмотрелся. С высоты примерно 40 метров завод и город – как на ладони. Лентой извивается река Нейва. За городом зеленеют поля, березовые колки, еще дальше – зелень хвойных лесов да цепочка гор в синей дымке. Там, на севере, — второе гнездо Демидовых, Нижний Тагил. Сускаясь по лестнице, я думал: «Вот здесь, на Урале, руками русских людей отливалась и ковалась сталь марки «Старый Соболь» для величия России. Ушло в небытие крепостничество, нет Демидовых, нет мастеров-умельцев тех лет, но осталось деяние рук человеческих — Наклонная башня, напоминая современникам о величии духа и творче-ском потенциале русских людей». |
назад |