последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Среда, 27 марта 2002 г. № 22 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
217 РУБЛЕЙ НА КАЖДОГО – такова сегодня обеспеченность жителей города бюджетными средствами Вянваре собственные доходы городской казны составили 21398 тыс. рублей при минимальной потребности 57 миллионов. Существуют, конечно, и дополнительные источники финансирования: дотации, субвенции, фонды. Однако согласитесь, что жить «на свои» – это совсем не то, что надеяться «на доброго дядю». И долгов у города на 1 февраля было 360 миллионов... Нивно было бы рассчитывать, что при таком раскладе кто-то сумел бы обеспечить миасцам беспроблемную жизнь. И каждый ли вправе претендовать на это? В процессе обсуждения на расширенном заседании горсовета прогноза социально-экономического развития города прозвучали такие цифры: суммы уплачиваемых предприятиями налогов составляют от 800 до 33000 рублей на одного работающего. Почувствуйте, как говорится, разницу! Покомментировать ситуацию со сбором налогов мы попросили первого заместителя главы города Ирину Серко – именно она курирует вопросы экономики и промышленности. — Ирина Аркадьевна, какими причинами в первую очередь объясняется такая существенная разница в суммах налогов – объективными или субъективными? — Объективно рентабельность предприятия зависит от сферы его деятельности: металлургическое оно или машиностроительное, пищевое или легкой промышленности. Платежеспособный спрос на рынке определяет цены, размер прибыли, уровень заработной платы – и, следовательно, соответствующие налоги. Субъективно разница вызвана тем, как организована работа на предприятии, как руководитель понимает свои задачи в части роста заработной платы. К сожалению, я не могу привести конкретные примеры, чтобы не вызвать упреков в разглашении коммерческой тайны. Но на некоторых предприятиях уровень заработной платы явно занижен, хотя работают они в целом неплохо. Это дает основание предположить, что не вся зарплата выплачивается официально. Еть и такие предприятия, которые действительно находятся в предбанкротной ситуации, естественно, что уровень эффективности работы и отчисление налогов очень низкие. — Значит, вы считаете, что факты ухода от уплаты налогов в полном объеме имеют место? — Есть такие факты, конечно. Хотя государство вроде бы повернулось лицом к производителю. Если мы раньше говорили, что налоговый гнет очень сильный, сегодня с 35 до 24 процентов упал налог на прибыль, меньше стал подоходный налог. Налоговое послабление чувствуется, но не все еще сделали ответное движение в сторону государства. Может, еще и потому, что перераспределение налогов идет в пользу центра, поэтому мы не ощущаем результатов своих усилий по улучшению работы предприятий, увеличению заработной платы. Работаем на Российскую Федерацию, в городе остается 24 копейки от каждого рубля. Те усилия, которые прикладываются на местах, не только в Миассе, не дают ощутимого улучшения жизни людей в части бюджетного финансирования. Бюджетная политика, проводимая государством, не может не сказываться на деятельности предприятий. — Отдельные руководители предприятий, уходя от уплаты налогов в полном объеме, заявляют, что обеспечат своим работникам достойную зарплату, страховку, медицинское обслуживание и прочие социальные блага сами – зачем им содержать весь город! Возможен ли «коммунизм» на отдельно взятом предприятии? — Невозможен. Предположим, руководитель захочет провести медосмотр на предприятии. Придет врач из муниципальной поликлиники – не прошедший курсов повышения квалификации из-за недостатка средств, не имеющий в своем распоряжении необходимого оборудования. Можно, конечно, пригласить частного врача, но там порядок цен будет уже другой. Рбенок работника такого предприятия придет в школу. Жить его семья будет в муниципальном доме, который мы не можем нормально содержать. Да вся среда за воротами проходной – муниципальная! Система жизнеобеспечения города придет в упадок. Не получится обеспечить благополучие работникам одного предприятия. Ме приходится разговаривать с руководителями насчет 29 рублей, которые нужно заплатить за каждого работающего транспортному предприятию. Говорят: мы сами возим! Но возят-то только на работу и с работы, а дальше? Начинаем кричать: все плохо. Правильно, плохо. Но если твое предприятие не заплатило налогов на каждого работающего хотя бы на уровне бюджетной обеспеченности – значит, оно кредитуется за счет других предприятий, у которых возможности тоже не безграничны. — И каков же в Миассе уровень бюджетной обеспеченности? — Давайте укрупненно посчитаем: 470 миллионов годового бюджета (натянутого до этой суммы) делим на 180 тысяч жителей и на 12 месяцев... Получается 217 рублей с копейками. На эти деньги нужно учить, лечить, перевозить, дотировать жилищно-коммунальное хозяйство. А в прошлом году было 194 рубля. Представьте, что мы отдали бы эти деньги в семью – по числу ее членов. Допустим, 651 рубль на троих в месяц. Из них надо будет заплатить врачу, учителю, за детский садик (сейчас родители оплачивают 20 процентов стоимости содержания ребенка), за транспорт, за квартиру – полностью. Вот на что мы сегодня живем. — Остались ли у города хоть какие-то рычаги влияния на поведение налогоплательщиков? — У нас остались налоги, которые практически не зависят от роста производства. Например, налог на имущество. Он растет непропорционально росту производства, очень медленно. Подоходного налога у нас теперь остается только 50 процентов – было 57, а два года назад – 100 процентов оставалось в местном бюджете. У нас пропадает интерес работать над повышением уровня заработной платы. Это не значит, конечно, что мы не будем работать. Но на налоговую обеспеченность жителей это мало повлияет. — Кстати о налоге на имущество. Глава города неоднократно упоминал о том, что наиболее крупные предприятия Миасса освобождены от его уплаты, и собирался решать вопрос о возмещении нам государством недополученных из-за этого доходов. Уже предприняты какие-то шаги в этом плане? — Предприятия освобождаются от уплаты налога на имущество в части мобилизационных мощностей. Федерация освобождает предприятие от налога и передает его городу в урезанном виде без какой-либо компенсации. Сегодня мы проводим ревизию на предприятиях, чтобы убедиться, что объекты, числящиеся как мобилизационные мощности, действительно таковыми являются. Пытаемся также решить вопрос на областном и федеральном уровнях о возмещении недополученных доходов. Направили соответствующие письма. Первый ответ, полученный из области, не очень обнадеживает. Будем бороться дальше. — Победив на выборах, глава заявлял о намерении зарабатывать деньги для города... — Кое-что удалось. Не так много, как бы хотелось, но тем не менее. Подвигли некоторые предприятия на благотворительную деятельность: начали приводить в порядок фасады, отремонтировали конференц-зал. От «Сибала» получили дополнительно почти 30 миллионов по соглашению. Ее одно направление – создание совместных предприятий. Их пока немного, но уже есть. Тот же городской центр снабжения, который сегодня среди прочего занимается розничной продажей лекарств, продуктов, при этом цены старается держать немного ниже рыночных. — К работе городского центра снабжения были претензии от управлений здравоохранения и образования по ассортименту медикаментов и продуктов... — Да, это новшество встречает некоторое сопротивление. Руководство управлений привыкло работать со своими поставщиками и иногда приобретают товар у них по розничным ценам, причем выше рыночных. Ломать такую схему все-таки придется, чтобы сэкономить бюджетные средства. — Как вы оцениваете наши перспективы? — Тенденции в экономике оптимизма не вызывают. Тарифное давление со стороны монополистов усиливается, а правительство не может или не хочет их обуздать. Вобще с муниципалитетами нельзя поступать так, как это делает сегодня государство. Мне кажется, оно рубит сук, на котором сидит. Не будет денег на местах — не будет у государства возможности заткнуть за наш счет какие-то дыры в хозяйстве страны. Такая политика может привести к очень серьезным последствиям. Н уверена, что верхние эшелоны власти сегодня осознают вполне, что они делают. Союз малых российских городов, Торгово-промышленная палата и другие общественные организации, которые занимаются вопросами местного самоуправления, сейчас намерены поднять их на общероссийском уровне.
Беседовала О. ОВСЯННИКОВА.
|
назад |