последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Пятница, 22 марта 2002 г. № 21, Тусовка Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
НАРЯД – НОНЕШНИМ НЕ ЧЕТА!
Ме повезло: в январе 2002 года я познакомилась с Валентиной Степановной Булатовой, которая передала в музей 12 предметов, принадлежавших ее бабушке и даже прабабушке: рубашку, юбку, фартук, пояс, сумочку-лакомку, чулки из овечьей шерсти, полотенце, скатерть, кусок домотканого полотна из конопли, платок ситцевый «кумачевый», большой ситцевый платок — и фото владелицы всего этого богатства с детьми. И рассказа Валентины Степановны я немного узнала о ее бабушке – Софье Федоровне Булатовой. Она родилась в 1904 году, а умерла в 1975-м. Булатова – это фамилия второго мужа Софьи Федоровны, в девушках она была Рогачева. Судьба у нашей героини непростая, как и у многих наших земляков, живших на рубеже ХIХ—ХХ веков, во время революции и войн. Софья Федоровна жила в селе Хилково Торбейского района, которое сейчас находится на территории Мордовии. Вто время замуж выдавали рано. Причем у ее первого мужа было уже две дочери 5 и 8 лет. А самой невесте – 14 или 15 лет! Вскоре мужа забрали на войну и он пропал без вести. Она вышла замуж второй раз, за Андрея Булатова – тоже вдовца с сыном Василием. Пропавший муж вернулся, но было уже поздно. В 1921 году (в 17 лет) Софья Федоровна родила дочь Анну – мать Валентины Степановны. Это был единственный ребенок, который пережил свою мать. Всего же у Булатовых было 13 детей. Сфья Федоровна была большой мастерицей, все шила и ткала своими руками, как и ее мать Аксинья. Сохранилось полотенце, которое Софья Федоровна ткала сама. Валентина Степановна рассказала, что новые полотенца вешались на иконы, использовались для поднесения хлеба, со временем они же служили для вытирания рук. На полотенце нанесен набивной узор (набойка), который выполнили в соседней деревне. Кстюмы в разных районах России и даже в отдельных деревнях довольно сильно отличались друг от друга и были очень красивыми. Выделяют четыре типа русского костюма: комплекс с поневой (южно-русский); с сарафаном (северо-русский); с юбкой; с платьем-кубельком. Кстюм нашей героини принадлежит к третьему типу. Первые два типа – более древние. Понева – это набедренная одежда, состоящая из одного или нескольких не полностью сшитых или совсем не сшитых друг с другом полотнищ. От нее произошла юбка, которая широко распространилась лишь во второй половине ХIХ в. Наша юбка соткана из овечьей шерсти и окрашена в ярко-малиновый цвет. Н рубеже ХIХ—ХХ веков современные тощие королевы красоты не пользовались бы популярностью. Им трудно было бы найти мужа, так как в моде были полные женщины. Чтобы казаться полнее, крестьянки носили несколько юбок сразу, которые они надевали на домотканую рубашку из льна или конопли. Рубашка Софьи Федоровны изготовлена из конопли, рукава и ворот украшены яркой тканью. Все швы выполнены руками. Машинные швы распространились лишь в конце ХIХ – начале ХХ веков. Пимерно в то же время, что и рубашка, был сшит фартук. Причем он был не только повседневной одеждой, но и праздничной. В этом фартуке, рубашке, юбке Софья Федоровна выходила замуж. Мня совершенно очаровали платки, которые Валентина Степановна достала из сундука. Ярко-красный праздничный платок с красивым цветочным узором выглядел как новый. Я даже не поверила сначала Валентине Степановне, что ему больше 100 лет. В нем ее бабушка выходила замуж. Но он принадлежал еще матери Софьи Федоровны. Вбиблиотеке музея я нашла книгу с фотографиями очень похожих платков, хранящихся в историческом музее в Москве. Ситцевый «кумачевый» платок изготовлен на мануфактуре Баринова в селе Карабаново Владимирской губернии и датируется он серединой ХIХ века. Большой пестрый платок выпущен на Прохоровской Трехгорной мануфактуре в Москве. Змужние женщины всегда закрывали волосы. Ходить с непокрытой головой еще во второй половине ХIХ века считалось позором, «грехом». А «окосматить» женщину, то есть сорвать насильно головной убор, было тяжелой обидой и даже преступлением. Платок для женщины был обязательной частью гардероба. Две трети жизни она проводила в нем. Чм объяснить такую хорошую сохранность платков? Да и не только платков, но и всего костюма? Фартук и рубаха изготовлены примерно в 1880 году, юбка лет на 10 позже. Валентина Степановна рассказывает, что праздничные вещи носили долго, их передавали по наследству. Такую одежду надевали только когда выходили в магазин или на почту, а потом все снимали и складывали в сундук. И так до следующего раза. Лт 150 назад мода не менялась в течение нескольких поколений. Фтографии и вещи, бережно хранимые внучкой, стали теперь частью истории. С временем память стирает какие-то детали и задача музейных сотрудников – оживить историю. А одежда служит наглядной историей. Она указывает на этническую принадлежность владельца, отражает возрастные различия, рассказывает о быте и художественном вкусе народа. Костюм различался в зависимости от семейного положения, от назначения. Народная традиционная одежда, отличающаяся большим разнообразием и вкусом, сохранялась в среде крестьянства до начала 30-х годов ХХ века.
Н. ЧУХАРЕВА, сотрудница краеведческого музея.
|
назад |