последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Пятница, 21 декабря 2012 г. № 94 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
«Мы на стройку приходим первыми и уходим последними» Внаступающем году старейшее предприятие Миасса – УМСР – отметит свое 65-летие Кгда-то управление механизации и строительных работ входило в состав крупнейшего Южноуральского строительного треста «Уралавтострой». Его рабочие со своими бульдозерами и экскаваторами первыми приходили на стройку и последними – после благоустройства территории – уходили, оставляя за собой ухоженные дворы, детские площадки, пешеходные дорожки. Сроили много, крепко, добротно. Мы и в 21 веке исправно пользуемся тем, что было возведено именно тогда – в 60-70-80-е годы прошлого столетия, вплоть до начала 90-х. А в 90-е случилась перестройка. Крупнейший трест распался на мелкие ТОО, ЗАО, ООО… В свободное плавание вынуждено было пуститься и управление механизации и строительных работ. Вжить в эту лихую эпоху перемен предприятие все же сумело. Но вот свою численность, территорию и число единиц техники пришлось сократить в разы. Причины этого можно и не объяснять: все строительство в стране было заморожено на долгие два десятка лет… Впреддверие знаменательной даты предприятия мы встретились с исполнительным директором ООО «УМСР» Владимиром Сергеевичем Гаёвым. Именно на его долю выпали и бурные годы строек, и горькие времена затишья. Поэтому и разговор наш вылился далеко за рамки юбилейной даты. Иторию вспять не повернуть Нд рабочим столом в кабинете Гаёва висит большая картина: Ленин в своем кремлевском кабинете. – Давно я не видела таких портретов в кабинетах руководителей… – У нас еще и красный флаг над зданием управления сохранился (показывает в окно). Меняем два раза в год, чтобы не выцветал. В свое время пришлось его отстаивать: власти настойчиво предлагали снять символ советской эпохи. А что касается портрета Ленина… Он здесь уже не одно десятилетие висит. На этом месте никогда не было ни Хрущева, ни Брежнева, ни Горбачева. Историю ведь вспять не повернуть и не переписать. Ее надо просто принимать и уважать. И-за стройки века чуть в тюрьму не загремел – Владимир Сергеевич, вашему предприятию исполняется 65 лет. Вы на нем уже почти сорок из прошедших 65-ти. И без малого тридцать лет возглавляете УМСР. Какие годы из этих десятилетий запомнились больше всего? – Самые первые, когда я пришел к руководству управлением. Именно тогда, в середине 80-х, начинались настоящие стройки века. В 84-м начали проводить троллейбусную линию. Мы расширяли и обустраивали городские дороги, выводили из-под них инженерные сети, строили ливневки. Нахлебались мы тогда по полной. Еще не было чертежей, документации, не хватало материалов, а мы уже приступили к строительству. Работали буквально «с карандаша». Однажды привезли для покрытия дороги некачественный битум. При первой же поездке асфальт продавился. Прокурор города Петр Иванович Пучков чуть тогда меня не посадил. Хорошо, разобрались, что нашей вины тут не было. Н троллейбус – это стройка, которая велась на глазах у всего города, все с нетерпением ждали ее окончания. А параллельно с ней мы вели строительство главного городского коллектора: тащили его от вокзала, через речку, через болота – до 5-й насосной станции Тургояка. Этого горожане не видели. А между тем эта стройка, на мой взгляд, была куда важнее троллейбуса. Старый коллектор в то время себя уже полностью исчерпал. Без нового город задыхался. Мы соорудили этот сложный объект. Он работает до сих пор и еще долго будет служить городу. Д какой застой! Сдавали для города по одной-две школы в год! – И это не единственный объект, за который сегодняшний Миасс должен быть благодарен строителям 80-х? – То были очень сложные, но и самые интересные годы, которые забыть невозможно. Мы возводили спецкорпуса на оборонных объектах – на КБМ, машзаводе, химзаводе, НПО электромеханики. Каждый год строили по 1-2 школы, 2-3 детских сада. Вели строительство в сельской местности – в Чебаркульском, Уйском районах. Сейчас это время называют годами брежневского застоя. Да какой там застой! Мы работали по 12-14 часов! И не уставали, потому что работа захватывала целиком. Кдочников никогда не держал нас в приемной – Строителей в городе всегда любили и уважали. Среди них немало почетных граждан Миасса. О ком из коллег вы храните самую добрую память? – К сожалению, «любили и уважали» – это уже в прошлом. Совсем недавно Миасс отмечал очередную годовщину со дня своего рождения. От нашего предприятия ни один рабочий (!) не был приглашен на городской торжественный вечер. Только руководитель. А ведь строим-то не мы, строят наши люди. Мне это показалось очень обидным. Пмню, как заботливо относился к людям управляющий трестом Иван Иванович Седов. Навсегда сохранил в памяти нашу с ним первую встречу. Был я тогда помощником машиниста экскаватора, работали мы с моим наставником на форелевом хозяйстве. Экскаватор был новый, гидравлический. Мы на нем час работали да два ремонтировали. И подходит к нам дедок, с виду такой скромный, неприметный: – Ну что вы тут, когда работать-то начнете? А я ему с досадой: – Тебе, дед, чего? Вот наладим и начнем. А ты иди своей дорогой! Совом, послал его. Он не обиделся, спокойно отошел. А потом долго со смехом напоминал мне это знакомство: – А помнишь, как ты меня послал?! Сблагодарностью вспоминаю заместителя управляющего трестом по производству Василия Александровича Прозорова. Очень многому учился у него. К сожалению, он рано ушел из жизни, прямо в день своего 60-летия. Проводил нас со своего юбилейного торжества, мы еще не успели до дома доехать, а его уже не стало… Большим профессионалом был и остается Виктор Павлович Вихров. Он руководил в тресте строительством жилья. Пмню директора завода «Динамо» Василия Андреевича Бусса. Он в то время был самым пожилым среди руководителей городских предприятий, но самым смелым. Первым пошел на сооружение современных инженерных сетей, проложенных в едином проходном канале, очень удобных в эксплуатации. После него в городе больше никто таких сетей не строил. Как Бусс ушел – опять начали землю ковырять. Н и, конечно, нельзя не вспомнить председателя Миасского горисполкома Петра Ивановича Кадочникова. С ним мы в короткий срок возводили городской мемориал памяти – к 40-летию Победы. Казалось, он знает каждую гайку, каждый болт. Работал без шума, без суеты. И никогда не держал нас, руководителей предприятий, у себя в приемной. Потому что знал: без дела к нему не придем. Любой вопрос решал быстро, одним телефонным звонком. Его уважали и слушали. – А из старых работников сегодня кто-то еще работает на предприятии? – На память могу назвать только одного – машиниста бульдозера Виктора Васильевича Гришина. Многие уже на пенсии, а кого-то уже и в живых нет. Вообще, рабочие у нас сегодня почти все пенсионеры. Нынешняя молодежь с тяжелой техникой не дружит. Кк телега от мерседеса – А современная техника сильно отличается от прежней? – О-о-о! Я скажу так: как телега от мерседеса. Техника сейчас прекрасная! И строительные материалы совсем другие. При том строе, который сейчас зовут застойным, нам бы такую технику да такие материалы, мы бы такого наворотили! Горы бы свернули! – Но вы и тогда много строили. В городе нет ни одного объекта, в возведении которого вы бы не принимали участия. И не только в городе… – Да, наши рабочие первыми приходили на стройку и уходили последними. Начинали с рытья котлована под фундамент и заканчивали благоустройством уже застроенной территории. И строили не только в Миассе, но и в Златоусте, Сатке, Карабаше, Чебаркульском и Уйском районах. Да и за пределами Челябинской области оставили свой след – в Усть-Илимске, Дагомысе, Севастополе… География была очень обширной. Нс просто взяли и обанкротили – Как вам удалось выжить в 90-е, когда трест распался? – С большим трудом. Нас просто обанкротили. Мы сумели сохранить лишь половину своих корпусов и площадей, еще меньше единиц техники. Втрое, а то и вчетверо «похудел» коллектив. – Как вам кажется, политика в стране и в городе влияет на трудовой процесс? – Еще как! Любая политика, как бы она не проводилась – хорошо или плохо, обязательно отражается на людях. У нас сегодня политика антинародная – по-другому не могу назвать. И люди это испытывают на себе по полной. Дбаты с чиновниками – время потерянное… – На что вам больше всего жалко тратить время? – На дебаты с чиновниками. Потому что это дело – абсолютно бесполезное. Я уже говорил выше, как решал вопросы Петр Иванович Кадочников. Быстро, решительно, с одного звонка. А сегодня наш главный инженер, чтобы решить пустяшный вопрос, разошлет десятки писем, ноги до задницы сотрет, а результат нулевой… Сгодня – красный, завтра – синий. Это теперь модно… – Через что вы могли бы переступить, чтобы добиться цели? – Если цель человеческая, то ни через что не буду переступать. Нельзя давать себя ломать. Ни в коем случае. Ну а в производственных отношениях часто приходится через что-то переступать, чтобы решить вопрос. – Есть вещи, которые вы не могли бы простить ни своим близким, ни подчиненным? – Да. В первую очередь – вранье! Но для этого ты и сам не должен врать. Только тогда сможешь спрашивать с других. Ятакже абсолютно не приемлю, когда человек меняет свою окраску. Сегодня он красный, а завтра – уже синий. Это сейчас очень модно. Не понимаю этого и не принимаю. Пмню Миасс с двухметровыми сугробами – Миасс. Что значит этот город в вашей жизни? – Сказать, что это родина, наверное, ничего не сказать. Я помню это город, когда в нем были двухметровые сугробы и морозы по 40 градусов. Но вспоминается это с такой теплотой и такой детской любовью, которую невозможно словами передать и трудно объяснить. Город у нас, может, и не самый красивый, но вот мест краше наших я нигде видал – ни за границей, ни на юге. И никогда у меня не возникало мыслей, чтобы куда-то уехать отсюда. М все единомышленники – Владимир Сергеевич, вы недавно стали членом Челябинского областного общественного фонда имени академика В.П. Макеева «Миасская долина». Он объединяет многих уважаемых и заслуженных миасцев. Что дает вам участие в его работе? – Мне предложили стать членом этого общества, и я с благодарностью принял предложение. Лично для меня – это общение с людьми, с которыми я раньше работал, которым доверяю и которых уважаю. Я получаю от этого огромное удовольствие. Они занимаются очень нужной и очень полезной общественной работой. Поднимают не только болезненные городские проблемы, но и заботятся о воспитании детей, проводят для молодежи шахматные турниры, организуют турниры по боксу. У нас одни взгляды на жизнь, мы во всем единомышленники, и это очень привлекает. – Вы когда-нибудь задумывались о том, что останется после вас? Для строителя, как мне кажется, этот вопрос носит особый смысл? – Раньше часто об этом думал. Но в последнее время задаю себе этот вопрос по-другому: а кому останется все то, что мы наработали? Кто придет на наши места через 10, 20 лет? Что им будет надо от этой жизни? И мысли тут посещают не самые веселые. Кто продолжит наше дело, если уже сегодня все машинисты бульдозеров, экскаваторов, кранов – пенсионеры? Н чтобы не заканчивать на такой пессимистичной ноте, скажу, что мы еще живы, работаем, приносим пользу и стараемся передать эту закалку новому поколению. ОСОБЕСЕДНИКЕ Вадимир Сергеевич Гаёв Рдился в 1951 году в поселке Тыелга, в рабочей семье. Нсколько лет воспитывался и учился в детском доме города Кусы. Двять классов окончил в Златоусте и выпускной десятый – в миасской школе № 44. Псле школы поступил в Куйбышевский авиационный институт, но был призван в армию. Ти года отслужил в воздушно-десантных войсках и вернулся в родной Миасс. В1982 году окончил строительный факультет Челябинского политехнического института. Позднее получил еще и высшее экономическое образование. С1974 года работает в УМСР. Начинал помощником машиниста экскаватора, потом работал механиком, мастером, начальником строительного участка, прорабом. В 1984 году назначается главным инженером управления, а еще через год – начальником УМСР. Врастил дочь и сына. Имеет двух внучек. Нгражден орденом Дружбы и медалью В.П. Макеева. Жвет в скромной «двушке». В Тыелге, на месте родительского дома, построил дачу и разбил садовый участок, где и предпочитает проводить свободное время. Беседу вела @Н. НИКОЛАЕВА. |
назад |