последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

1 февраля 2002 г.
№ 8

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

НА УРАЛ ПОЗВАЛА НОСТАЛЬГИЯ

Фото В. СУРОДИНА.   Вяд ли большинству миасцев знакома фамилия режиссера Марягина. То ли дело – Эйзенштейн, Чухрай, Кулиш, Пырьев, Хейфиц... Тем не менее в популярности и известности созданным им фильмам не откажешь. Достаточно вспомнить такие киноленты, как «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Вылет задерживается», «Моя улица», где актриса Нина Сазонова поет про ромашки, которые спрятались. Всего же народный артист России, лауреат международных премий Леонид Марягин снял 15 художественных фильмов.

   Смый последний – «101-й километр» – демонстрировался на кинофестивале «Новое кино России», состоявшемся в середине января в Челябинске. Фильм этот режиссер привез в Миасс.

   Врочем, в наш город мастер кино приехал не столько ради того, чтобы поговорить об искусстве и услышать мнение местной публики о его новом творении, сколько движимый ностальгией по краю, где прошла часть его детства. В 1941 году, когда Леониду Марягину было четыре года, его семья эвакуировалась из Подмосковья в Миасс. Несколько лет вместе с мамой и бабушкой мальчик прожил сначала в доме отдыха «Увильды», затем – «Тургояк».

   Уастников пресс-конференции, которую гость устроил в «розовом» доме, удивило, какой цепкой оказалась его детская память. Он запомнил не только наиболее яркие эпизоды того периода, но и имена и фамилии своих соседей, друзей, знакомых.

   Смья, как и другие, жила скудно – меняли вещи на еду. Отец, военнослужащий, прибыв на Урал на переформирование части, привез несколько брикетов гречневой каши – изголодавшийся мальчишка с удовольствием ел их как козинаки. В поселковый клуб, рассказывает, однажды привезли две популярные в сороковые годы киноленты – про разведчиков и «Сестра его дворецкого». Между местными жителями и эвакуированными москвичами даже конфликт случился – что смотреть. Не без участия властей победили приезжие – и на экране пели, танцевали и влюблялись герои американской мелодрамы.

   Зпомнил он школу на берегу залива, куда пошел учиться, две баржи на берегу озера, где ребята играли в пиратов и матросов. А еще — банкет в доме отдыха по случаю какого-то большого автозаводского праздника – гремел патефон, у въезда стояло множество машин. Дети ели компот из банки, которую тайком утянули с праздничного стола.

   Ктати, отправившись после пресс-конференции в поселок Тургояк, Леонид Георгиевич безошибочно нашел все памятные места своего детства. Особенно его поразили еще сохранившиеся здесь частные дома с палисадниками и заборами – таких, сказал он, в средней полосе России уже нет.

   Отом, как семья Марягиных жила в Тургояке, рассказывает эпизод из автобиографической книги «Иду на вы», экземпляр которой Леонид Георгиевич оставил в подарок городу. На традиционный вопрос журналистов: «Как сложилась ваша дальнейшая судьба?», гость ответил лаконично, что режиссерское образование получил в Ленинграде, много лет преподавал во ВГИКе. Дочь его – художник по костюмам, работает в журнале «Караван историй», сын – предприниматель. А остальное, подчеркнул, увидите в фильме.

   Н просмотр фильма, однако, публики во Дворец культуры и техники «Прометей» пришло мало – непривычно нам отрываться по вечерам от дивана и телеящика. Зато те, кто силу инерции сумел-таки преодолеть, были вознаграждены сторицей. «Фильм тяжелый» – в этом мнении сошлись все, кто остался на обсуждение после показа. Жанр его, кстати, сам режиссер определить затруднился.

   Нбольшой поселок городского типа на 101-м километре от столицы, куда отца высылают за неблагонадежность. Сын-старшеклассник, волею случая попав в воровскую «малину», вынужден подчиниться ее правилам. Суровый послевоенный быт, вовсе не похожий на тот, что был растиражирован во множестве культовых фильмов. Жестокие нравы. Граничащие с натурализмом сцены. Грубая бытовая речь, где мат – дело привычное и обыденное. По мнению автора, такие тенденции наблюдаются на сломе эпох.

   Фльм – черно-белый. В цвете идут лишь кадры иллюстраций из книги «О вкусной и здоровой пище» – своеобразный режиссерский прием, призванный обеспечить контраст между насаждаемым пропагандой представлением о жизни советских людей и реальностью. И вообще чем-то напоминает образцы итальянского неореализма в искусстве послевоенных лет.

   Ивестно, однако, что лаконизм художественных приемов в киношедеврах Р. Росселини,

   Л Висконти, В. Де Сика, Дж. Де Сантиса был обусловлен скудостью средств на их создание. Здесь уместна и параллель с новинкой Леонида Марягина. Еще до съемок продюсер фильма обанкротился, и пришлось обратиться за помощью к государству. Фильм «101-й километр» был снят в Москве в рекордно короткие сроки – за три недели, и истрачено на него всего лишь 250 тысяч долларов (на создание полнометражного цветного фильма нынче требуется никак не меньше миллиона долларов).

   Н успех фильма, как известно, определяется отнюдь не шикарным антуражем и обилием «звезд», а множеством компонентов, где важны и сценарий, и наличие интересной и значимой концепции, и подбор актеров, и умение режиссера все подчинить воплощению своего замысла. Леонид Марягин и сценарий написал сам, экономя валюту, и из-за нелюбви к штампам пригласил актеров, в киноискусстве не искушенных и зрителю не известных. Как он сам подчеркнул, с его легкой руки после выхода фильма на экраны столицы дебютантов заметили и стали охотно брать в отечественные сериалы.

   Пдбирая исполнителей на главные и второстепенные роли, постановщик добивался не только фактической достоверности, даже не изменив ни одного имени, но и внешнего сходства героев с прототипами. Посмотрев после показа его домашний фотоальбом, можем засвидетельствовать: против истины мастер не погрешил.

   Фльм заканчивается тем, что юный герой, дабы освободиться от цепких пут криминала, по совету отца уезжает в Москву. Заключительный кадр – лучом надежды движется по рельсам светлое пятно от огней ночного поезда. Киноленту, по словам Леонида Марягина, зрители и кинокритики встретили неоднозначно. Кто-то даже обиделся – мол, среди евреев воров не бывает. «А Беня Крик?» — парировал режиссер, отстаивая право любой нации на общечеловеческие слабости. Но в основном реакция была положительной. К тому же фильм «101-й километр» был отмечен призами на престижных кинофестивалях в Карловых Варах, Нью-Йорке, Любляне и других.

   Кк подчеркнул Леонид Марягин, в его намерениях – снять продолжение фильма с рабочим названием «Здравствуй, столица». Уезжая в Челябинск, режиссер обещал и вторую часть привезти в Миасс. А мы поймали его на слове.

   


О. БЕЛЯКОВА.



назад

Яндекс.Метрика