последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Пятница, 1 февраля 2002 г. № 8 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
НА УРАЛ ПОЗВАЛА НОСТАЛЬГИЯ
Смый последний – «101-й километр» – демонстрировался на кинофестивале «Новое кино России», состоявшемся в середине января в Челябинске. Фильм этот режиссер привез в Миасс. Врочем, в наш город мастер кино приехал не столько ради того, чтобы поговорить об искусстве и услышать мнение местной публики о его новом творении, сколько движимый ностальгией по краю, где прошла часть его детства. В 1941 году, когда Леониду Марягину было четыре года, его семья эвакуировалась из Подмосковья в Миасс. Несколько лет вместе с мамой и бабушкой мальчик прожил сначала в доме отдыха «Увильды», затем – «Тургояк». Уастников пресс-конференции, которую гость устроил в «розовом» доме, удивило, какой цепкой оказалась его детская память. Он запомнил не только наиболее яркие эпизоды того периода, но и имена и фамилии своих соседей, друзей, знакомых. Смья, как и другие, жила скудно – меняли вещи на еду. Отец, военнослужащий, прибыв на Урал на переформирование части, привез несколько брикетов гречневой каши – изголодавшийся мальчишка с удовольствием ел их как козинаки. В поселковый клуб, рассказывает, однажды привезли две популярные в сороковые годы киноленты – про разведчиков и «Сестра его дворецкого». Между местными жителями и эвакуированными москвичами даже конфликт случился – что смотреть. Не без участия властей победили приезжие – и на экране пели, танцевали и влюблялись герои американской мелодрамы. Зпомнил он школу на берегу залива, куда пошел учиться, две баржи на берегу озера, где ребята играли в пиратов и матросов. А еще — банкет в доме отдыха по случаю какого-то большого автозаводского праздника – гремел патефон, у въезда стояло множество машин. Дети ели компот из банки, которую тайком утянули с праздничного стола. Ктати, отправившись после пресс-конференции в поселок Тургояк, Леонид Георгиевич безошибочно нашел все памятные места своего детства. Особенно его поразили еще сохранившиеся здесь частные дома с палисадниками и заборами – таких, сказал он, в средней полосе России уже нет. Отом, как семья Марягиных жила в Тургояке, рассказывает эпизод из автобиографической книги «Иду на вы», экземпляр которой Леонид Георгиевич оставил в подарок городу. На традиционный вопрос журналистов: «Как сложилась ваша дальнейшая судьба?», гость ответил лаконично, что режиссерское образование получил в Ленинграде, много лет преподавал во ВГИКе. Дочь его – художник по костюмам, работает в журнале «Караван историй», сын – предприниматель. А остальное, подчеркнул, увидите в фильме. Н просмотр фильма, однако, публики во Дворец культуры и техники «Прометей» пришло мало – непривычно нам отрываться по вечерам от дивана и телеящика. Зато те, кто силу инерции сумел-таки преодолеть, были вознаграждены сторицей. «Фильм тяжелый» – в этом мнении сошлись все, кто остался на обсуждение после показа. Жанр его, кстати, сам режиссер определить затруднился. Нбольшой поселок городского типа на 101-м километре от столицы, куда отца высылают за неблагонадежность. Сын-старшеклассник, волею случая попав в воровскую «малину», вынужден подчиниться ее правилам. Суровый послевоенный быт, вовсе не похожий на тот, что был растиражирован во множестве культовых фильмов. Жестокие нравы. Граничащие с натурализмом сцены. Грубая бытовая речь, где мат – дело привычное и обыденное. По мнению автора, такие тенденции наблюдаются на сломе эпох. Фльм – черно-белый. В цвете идут лишь кадры иллюстраций из книги «О вкусной и здоровой пище» – своеобразный режиссерский прием, призванный обеспечить контраст между насаждаемым пропагандой представлением о жизни советских людей и реальностью. И вообще чем-то напоминает образцы итальянского неореализма в искусстве послевоенных лет. Ивестно, однако, что лаконизм художественных приемов в киношедеврах Р. Росселини, Л Висконти, В. Де Сика, Дж. Де Сантиса был обусловлен скудостью средств на их создание. Здесь уместна и параллель с новинкой Леонида Марягина. Еще до съемок продюсер фильма обанкротился, и пришлось обратиться за помощью к государству. Фильм «101-й километр» был снят в Москве в рекордно короткие сроки – за три недели, и истрачено на него всего лишь 250 тысяч долларов (на создание полнометражного цветного фильма нынче требуется никак не меньше миллиона долларов). Н успех фильма, как известно, определяется отнюдь не шикарным антуражем и обилием «звезд», а множеством компонентов, где важны и сценарий, и наличие интересной и значимой концепции, и подбор актеров, и умение режиссера все подчинить воплощению своего замысла. Леонид Марягин и сценарий написал сам, экономя валюту, и из-за нелюбви к штампам пригласил актеров, в киноискусстве не искушенных и зрителю не известных. Как он сам подчеркнул, с его легкой руки после выхода фильма на экраны столицы дебютантов заметили и стали охотно брать в отечественные сериалы. Пдбирая исполнителей на главные и второстепенные роли, постановщик добивался не только фактической достоверности, даже не изменив ни одного имени, но и внешнего сходства героев с прототипами. Посмотрев после показа его домашний фотоальбом, можем засвидетельствовать: против истины мастер не погрешил. Фльм заканчивается тем, что юный герой, дабы освободиться от цепких пут криминала, по совету отца уезжает в Москву. Заключительный кадр – лучом надежды движется по рельсам светлое пятно от огней ночного поезда. Киноленту, по словам Леонида Марягина, зрители и кинокритики встретили неоднозначно. Кто-то даже обиделся – мол, среди евреев воров не бывает. «А Беня Крик?» — парировал режиссер, отстаивая право любой нации на общечеловеческие слабости. Но в основном реакция была положительной. К тому же фильм «101-й километр» был отмечен призами на престижных кинофестивалях в Карловых Варах, Нью-Йорке, Любляне и других. Кк подчеркнул Леонид Марягин, в его намерениях – снять продолжение фильма с рабочим названием «Здравствуй, столица». Уезжая в Челябинск, режиссер обещал и вторую часть привезти в Миасс. А мы поймали его на слове.
О. БЕЛЯКОВА.
|
назад |