последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
![]() |
Пятница, 6 июля 2012 г. № 50 Издается с 10 октября 1991 г. |
![]() |
Большой человек 3 июня Ивану Ивановичу Седову исполнилось бы 105 лет О не вышел ростом, но отличался большой физической силой. Родился в многодетной семье – был двенадцатым ребенком по счету. Жзнь помотала Ивана Седова по свету. Уроженец деревни Финютиха, что под Вышним Волочком, он провел детство в Петрограде, был свидетелем революционных событий 1917 года. Пятнадцатилетним пареньком отправился следом за старшим братом в Среднюю Азию – бороться с басмачами. Красноармейцы берегли подростка, не посылали под пули, ставили на слесарные работы. Тем не менее удалось и повоевать, и увидеть легендарных командиров Фрунзе и Буденного. Птом был Челябинск и работа на каменоломнях и стройках. Разумеется, простым разнорабочим – с тачкой, киркой, мастерком или кувалдой в руках. Одна из первых его строек – мост через реку Миасс на улице Кирова. С 1929 по 1931 год была учеба на рабфаке Свердловского строительного института, а дальше работа на разных строительных объектах (уже в руководящем звене – от прораба и выше). Вскоре государство доверило ему возглавить в областном центре возведение завода серной кислоты. Трудился он также на строительстве лакокрасочного завода, был начальником отдела капитального строительства ферросплавного завода. Ввоенные и первые послевоенные годы руководство бросает Ивана Седова на строительный фронт. Для повышения оборонной производственной мощности стране срочно нужны были новые электростанции. Он работал в различных руководящих должностях на строительстве Красногорской ТЭЦ в Каменск-Уральске, Нижнетуринской, Среднеуральской, Троицкой и Южноуральской ГРЭС, Белоярской АЭС, а также ТЭЦ Челябинска. Набор более чем впечатляющий. В 1957 году Ивана Ивановича назначили управляющим трестом «Южуралстрой». А с 1960 года ему поручают переехать в Миасс, чтобы возглавить трест «Уралавтострой». В должности управляющего трестом он проработал до 1976 года. Пчему начальника с таким послужным списком отправили именно в Миасс? В 1960 году в городе функционировала масса предприятий. Их нужно было достраивать, модернизировать. Но главное, социальная инфраструктура сильно отставала от производственной. Не хватало жилья, объектов соцкульт-быта. Машгородок представлял собой 3-4 дома в окружении лесных массивов. В автозаводской части многоэтажная застройка оканчивалась зданием геологоразведочного техникума – далее шли улочки частного сектора с огородами. Фактически предстояло возвести новый Миасс, и сроки выглядели фантастическими. Для решения этой задачи требовалось привлечение опытного управленца. «С приходом Седова трест пошел в гору: значительно увеличились объемы строительного производства, стали возводить много жилья для себя – застоявшаяся очередь ожила и стала двигаться», – отметила журналист Валентина Переверзина, составившая о нем книгу. Ои трудились бок о бок – легендарный академик Виктор Макеев и управляющий трестом «Уралавтострой» Иван Седов. Вместе решали производственные задачи, вместе ездили на областные партконференции, на коллективных снимках они рядом. Результат взаимодействия такого тандема налицо: машгородок рос, строился. Под руководством Ивана Ивановича возводились гостиница «Нептун» и ДК «Прометей», медсанчасть № 92 и плавательный бассейн, торговый центр и лицей № 89, а еще десятки, сотни многоквартирных домов. Но далеко не только в машгородке трудились сотрудники треста «Уралавтострой» – по всему Миассу. Дворец культуры автомобилестроителей, Дом культуры «Динамо», кинотеатр «Восток», здание местной администрации, универмаг «Миасс» – вот самый скромный перечень того, что построено трестом за время руководства Ивана Ивановича. А сколько школ, детсадов, больниц, производственных зданий! И даже это еще не все. Трест «Уралавтострой» производил строительные работы за пределами Миасса. Именно он строил корпуса в санатории «Кисегач», Чебаркульскую птицефабрику, объекты соцкульт-быта в Карабаше, селах Уйского и Чебаркульского районов. Кгда повсюду вместо кирпичных домов стали строить панельные, именно Иван Седов добился организации производства панелей в Миассе. Звания и регалии Ивана Ивановича перечислять долго, но некоторые просто необходимо. Он был заслуженным строителем РСФСР, почетным гражданином Миасса, лауреатом Государственной премии СССР (за сохранение природного ландшафта при строительстве машгородка). Тудился Иван Иванович на производстве до восьмидесяти лет с хвостиком. С 1977 по 1988 год он работал старшим инженером производственного отдела треста «Уралавтострой», был наставником молодых. Среди его учеников – многие успешные впоследствии руководители. Но достаточно назвать тех, кто сегодня находится в Совете почетных граждан – Александр Борисов, Александр Замотохин, Николай Швырев. За карьерой последнего Иван Иванович следил с особым вниманием и, несомненно, радовался, когда Николая Швырева в свое время назначали первым секретарем Челябинского обкома КПСС, заместителем министра строительства РСФСР. Рзвал Советского Союза и государственная политика девяностых были для старого коммуниста глубочайшим потрясением. Один его из учеников Эдуард Шалагин поведал в воспоминаниях следующее: «Когда Иван Иванович строил объекты в Свердловской области, у него работал прорабом будущий первый Президент России Борис Ельцин. Жена Ельцина возглавляла комсомольскую организацию стройки. Седов хорошо знал эту семью. Вспоминая про Ельцина, он говорил, что этот человек большой «дурелом» и горький пьяница и, если его не остановить, он пропьет всю страну к чертовой матери…» А каким был в быту Иван Иванович? По воспоминаниям коллег, друзей и родных это был требовательный к себе и другим человек, трудоголик в хорошем смысле слова. Мог употребить крепкое словцо, но не праздно, а для пользы дела. Шестым чувством руководителя ощущал, кто из подчиненных на что способен, из кого выйдет толк. Спиртным не злоупотреблял, отправляясь на любимую рыбалку, водку с собой не брал. Был отличным семьянином, нежно любил свою жену Дору Ильиничну. Не был жадным, даже его так называемая дача на озере Большой Кисегач представляла собой не что иное, как строительный вагончик с верандой. Итория – что сито. Много выдающихся и просто хороших людей засосало в трубу забвения. Это естественный процесс, время неумолимо. Но оно должно щадить память о тех людях, которые создавали города и про которых справедлива строчка старой песни: «здесь ничего бы не стояло, когда бы не было меня». Мемориальная доска на доме, в котором жил Иван Иванович Седов, и присвоение его имени Центру досуга «Строитель» – все это будет напоминать новым поколениям миасцев о значении этой личности для истории города. Но если кто-то будет издавать пособие для школьных уроков краеведения, адаптированное именно к Миассу, в нем справедливо должна быть хотя бы пара абзацев, рассказывающих об Иване Ивановиче.
Матвей Данилов.
|
назад |